среда, 6 февраля 2013 г.

сценарий по гарину-михайловскому

120 лет назад состоялся литературный дебют писателя Н. Гарина. Мало кто знал тогда, что под этим псевдонимом печатается известный русский инженер Николай Георгиевич Михайловский. Один из современников сказал о Гарине-Михайловском так: «Он похож на экспресс с сияющими огнями». На самом деле жизнь этого удивительного человека была подчинена скоростям, ещё не знакомым его веку. Даже рассказы он порой писал «по телеграфу», отправляя их частями то с одной, то с другой станции России, по просторам которой колесил не уставая. В этих странствиях своих Гарин-Михайловский меньше всего напоминал беллетриста, озабоченного поиском сюжетов. Они шли к писателю сами, выплавляясь из его дел. Ему надо было поспевать всюду: строить железные дороги на Кавказе, Урале и в Поволжье, вести изыскания на трассе Великого Сибирского пути и Южном берегу Крыма, отправляться с экспедицией Русского географического общества в Китай и Корею, а позднее в качестве корреспондента на Русско-японскую войну. НЕКОТОРЫМ СОВРЕМЕННИКАМ порой хотелось видеть в нём лишь Дон Кихота, рыцаря Ламанчского, возродившегося на рубеже XIX XX веков. Что ж, Гарину-Михайловскому, пожалуй, приходилось тоже сражаться с ветряными мельницами. Но он, кроме того, умел и строить их. Всё в этом красивом, статном человеке излучало энергию, неуёмную и неукротимую. Где бы он ни появлялся будь то столица или провинциальная глушь, повсюду его приезд всякий раз обещал: что-то сдвинется с мёртвой точки, что-то озарится светом большой мечты. Именно эту особенность Гарина-Михайловского отмечал Алексей Максимович Горький: «Он был по натуре поэт, это чувствовалось каждый раз, когда он говорил о том, что любит, во что верит. Но он был поэтом труда, человеком с определённым уклоном к практике, к делу». Однако практик, живший нет, не просто живший, а бушевавший в Гарине-Михайловском, ничуть не заслонял в нём яркого художника. Недаром о нём говорили: «Талантлив во все стороны». В 1872 году 20-летний студент Михайловский сжёг рукопись своего первого рассказа, отвергнутого редакцией петербургского журнала, и поклялся никогда больше не браться за перо. И всё же что-то оказалось выше юношеской клятвы. Дебют в конце концов состоялся. Правда, лишь два десятилетия спустя. Какие же истины в жизни, искусстве были открыты им за те годы, которые пролегли от наивного сочинителя до зоркого прозаика, приобретшего никем не оспариваемую славу? Размышляя об этом, невольно вспоминаешь одно из его писем. Там есть такая фраза: «Вопрос не в том, сколько прожить, а как прожить». 1878 год. Последний год войны России с Турцией. Войны за освобождение болгар от оттоманского ига. В русском обществе подъём патриотизма, у всех на устах Плевна, Шипка Молодой человек, только что окончивший в Петербурге Институт инженеров путей сообщения, направляется в Болгарию, в Бургас, на строительство порта и шоссейной дороги. ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА Николай Георгиевич уже на Кавказе. Он помощник начальника участка по прокладке железнодорожной линии Батум Самтредиа. Кажется, молодой инженер счастлив. Он любит и любим. Его увлекает работа. Михайловский убеждён: то, что делается им, принадлежит не только сегодняшним, но и грядущим дням. Разве не провозвестниками благоденствия становятся стальные пути железных дорог? Разве не слышится обещание перемен в паровозном гудке? Но тех, кто ищет не просто надежду, а правду, жизнь неизбежно подводит к суровому вопросу: кому же прежде всего служит прогресс, убыстряя свой бег по рельсам, в которые одевается Российская империя? Батумская дорога отдана на откуп концессионерам, и каждый пройденный километр отливается для них в звонкую монету. Смешным кажется подрядчику молодой инженер, пекущийся о безопасности будущих пассажиров, требующий точного следования техническим расчётам. Смешным, чужим и в то же время опасным. Ему готовы выделить кусочек пирога, начинённого барышами, если он закроет глаза на то, что творится вокруг во имя наживы. Но Михайловский непреклонен и неподкупен. В компаниях, где жадно считают прибыль, честность не прощают, её причисляют к порокам. Позднее он напишет: «Бросил службу за полной невозможностью сидеть между двумя стульями: с одной стороны, интересы государства, с другой стороны личные, хозяйские». Однако это первое поражение отнюдь не обескураживает Михайловского. С размахом начинает Николай Георгиевич новое дело. В Самарской губернии, неподалёку от села Гундуровка, он приобретает имение. Ему верится, что теперь-то никто не помешает его планам творить добро. Соединив русла двух речек, он строит водяную мельницу и молотилку. Вводит в оборот новые сельскохозяйственные культуры. Пускает в дело удобрения. Урожаи на полях Михайловского растут. Но не это заставляет окрестных помещиков с опаской приглядываться к чересчур энергичному соседу. Новый владелец имения наделяет обедневших крестьян землёй. Раздаёт им не в долг, а в дар деньги. Открывает школу. Дальше больше: приглашает фельдшера лечить деревенский люд. А на вр

По страницам газеты «Правда». Владимир Ряшин

Дата в истории. 120 лет назад состоялся литературный дебют писателя Николая Гарина

Коммунисты и российское общество

Дата в истории. 120 лет назад состоялся литературный дебют писателя Николая Гарина | KPRF.RU

Комментариев нет:

Отправить комментарий